Вкусная котлетка
Valeria
08.01.14
О, А ЕЩЕ Я ВСЕГДА ХОТЕЛА В ОДЕССУ
это почти как Израиль, только ехать ближе
(с)
Выбранные места из переписки с друзьями 2.0
08.01.14
О, А ЕЩЕ Я ВСЕГДА ХОТЕЛА В ОДЕССУ
это почти как Израиль, только ехать ближе
(с)
Выбранные места из переписки с друзьями 2.0
Кто поперся зимой на море, тот я. Впрочем, мне все понравилось. Если бы я вела список каких-нибудь личных достижений (ну, там "сто вещей, которые я сделал в течение жизни" и прочая лабуда), то в него можно было бы внести "побывала на Черном море во все времена года".
Сразу отвечаю на вполне логичный вопрос, каким же образом меня туда занесло. Есть у меня подруга по имени Лера, которая периодически начинает строить всякие планы навроде "о, а вот на зимние каникулы мы поедем в Вену, короче, а потом весной в Стокгольм". Обычно она об этих планах либо забывает, либо все ее друзья отказываются ехать, потому что даты, страны и маст-си-плейсес она, естественно, подбирает в соответствии со своей неведомой никому логикой. В этот раз, возможно, все было бы точно так же, если бы не ее День Рождения, на который она решила во чтобы-то ни стало махнуть куда-нибудь. Сначала рассматривалась Вена, но потом выяснилось, что документы на визу получится подать только 4 февраля. Потом был Израиль: там живет ее одноклассник, который звал к себе в гости. Однако билеты были слишком дороги, поэтому до родины души Кущука мы так и не добрались. Потом были Тбилиси, Калининград и, прости господи, Минск. Я уже судорожно придумывала отмазки и тренировалась перед зеркалом говорить "Нет!", тем более, что другая моя подруга сказала, что я вполне могу присоединиться к компании, которая едет в Таиланд. Но тут Лере пришла в голову неожиданно светлая на фоне других мысль поехать в Одессу, и я решила, что ведь таким образом можно убить сразу трех зайцев - порадовать ее, увидеть зимнее море и встретиться с одной моей знакомой с ролевой, на которой я ныне обретаюсь. После я успела не раз пожалеть и порадоваться о своем решении: в какие-то моменты меня буквально разрывало от тоски и желания выкинуть билеты и унестись куда-нибудь в лето подальше от гнева Кущука. Однако лишь сейчас я могу с полной уверенностью утверждать, что все удалось как нельзя лучше.
Конечно, было холодно, а после ледяного дождя еще и скользко. Нам все наперебой рассказывали, что подобный холод для Южной Пальмиры не особо типичен, а неделю назад у них плюс пятнадцать было, все ходили гулять на море, а кое-кто особо талантливый на Крещение даже в нем искупался. Впрочем, если бы было плюс пятнадцать, то и я, может быть, полезла бы в воду: осенью в Словении дождь и плохая погода мне поплавать в Адриатическом море не помешали, тем более, что после мы весьма предусмотрительно опрокинули в себя пару стопок джина с тоником. Но еще веселее то, что после отъезда довольно скоро в Одессе потеплело и сейчас там опять плюсовая температура.
Жили мы в хостеле на Коблевской улице, рядом с Соборной площадью, от которой до Дерибасовской и, следовательно, до центра Одессы было рукой подать. Разместились как мажоры - в отдельном номере с собственным душем, ради которого спали вдвоем на одной кровати. Ну, дело просто в том, что поспать со своей подругой на одной кровати я могу легко, а вот принимать душ, зная, что кроме меня в него ходит еще человек десять, не могу. Короче, избирательная брезгливость имеет место быть: вилки и тарелки в кафе, да и ручки в метро так сильно не напрягают. Хостел был неплохим - как место для ночлега и вещей вполне себе ничего. Мебель старенькая, но все чистое, а на кухне довольно уютно. Единственное, что с дверью в подъезде справиться удалось далеко не сразу, там стоял весьма хитрый механический кодовый замок, открыть который можно было только нажав одновременно две кнопки. Мы же жали поочередно, что, естественно, приводило к фейлу. Глюпые москали, кароч (х
Естественно, приехав, я сразу устремилась на море. Добраться до него оказалось не самой простой задачей: почти весь Приморский район Одессы занимает порт - куда ни плюнь, везде доки и причалы, краны, грузоподъемники и прочие страшные лязгающие клацающие и стучащие сутки напролет вещи. На Морской вокзал не тянуло, потому что музей якорей особого интереса не представлял, зимой на яхтах не катают, а любоваться гостиницей, которую там зачем-то выстроили - занятие сомнительное даже для меня. Хотелось именно песка под ногами и морского ветра в лицо. Потому что быть в каком-то километре от моря и не побывать на нем мне кажется нелепостью. А уж учитывая то, что перед этим были еще сутки в поезде, то тем более.
Но увы, в первый день мне это по некоторым причинам и вовсе не удалось, а потом выяснилось, что я не дошла буквально минуты три. Зато удалось посмотреть Дерибасовскую, Приморский бульвар и памятник Дюку (с люка не смотрели!), и купить билеты в Оперу: отчего-то на нас нашло стихийное желание культурно просвещаться. Ну, и цены с московскими, конечно, не сравнить. У нас в Большой на Иоланту за 50 гривен (~200 рублей) в партер билеты не купишь. Конечно, можно начать спорить о том, где Большой, а где Опера, но лично я в последний раз на Новой сцене видела отменно дикий и без пол-литра непонятный балет, так что мне не стоит рассказывать о том, что в Большом все супер-круто, и вообще, он же Большой, от того и цены туда Большие.
Само здание Оперы, к слову, вполне заслуженно можно считать самым красивым в городе. Каких только там стилей не понамешано - и строгая классика, и вычурный барокко, и кокетливый рококо - все дорого, богато, пышно и отделано сусальным золотом. Для работы над зданием приглашали архитекторов из Вены и денег в это дело угрохали неимоверное количество. Но, как всегда, не обошлось без изъяна: из-за того, что под многими нынешними районами Одессы раньше добывали известняк, теперь фундамент столь грандиозного и действительно впечатляющего сооружения просто-напросто плывет - в 2007 году завершилась вторая реконструкция, и далеко не факт, что это остановит процесс. К слову, из-за этих же катакомб в Одессе периодически то тут, то там грунт проседает - рядом с одним торговым центром, например, провалилась парковка. И если хрен с ней, с парковкой, то уникальные для города памятники архитектуры все-таки жалко.
О самой Иоланте написать что-то конструктивное сложно, я не любитель опер. Мне сложно сосредотачиваться на голосе, почти как в случаях с аудиокнигой, но там хоть не надо стараться разобраться, что именно тебе пытаются спеть. И женщин было слышно хуже, чем мужчин - им просто не удавалось перепеть оркестр. Ну, а к музыке Чайковского сложно предъявлять претензии, она прекрасна. Так что если отключить разум, можно было просто слушать ее, не особо циклясь на словах, что я и делала. Хотя либретто потом просмотрела, конечно, да и сюжет в принципе был знаком.

Второй день ознаменовался прогулкой по городу, празднованием дня рождения Леры и, что забавно, походом в Одесский русский театр. Нет, это не от того, что я такая интеллигентная, просто темнеет в городе рано, а шататься без дела холодно и, прямо скажем, неинтересно. Поэтому вышло, что наша культурная программа была даже перевыполнена - в столице я не особо часто хожу в театры, а уж тем более в музеи.
Смотрели спектакль по пьесе Милна "Романтический возраст", и было намного веселее, чем на пафосной Иоланте. Милна на родине знают в первую очередь как хорошего драматурга и романиста, это он у нас только Винни-Пухом славится. Впрочем, Сомерсет Моэм тоже считается одним из столпов английской литературы, однако отнюдь не все англичане об этом знают. Конечно, немного покоробило то, что некоторые реплики изменили так, чтобы условно перенести действие в двадцать первый век, но в целом впечатления остались приятные.
Мне вообще понравилось ходить в Одессе в театры. Очень удобно, когда берешь себе места где-нибудь в амфитеатре, а потом билетерши выписывают тебе пригласительный на какие-нибудь места в первых рядах или же устно предлагают пересесть. К сожалению, людей что туда, что туда ходит мало. Правда, я видела в Опере внезапно иностранцев, но подозреваю, что это скорее исключение, чем правило (ух ты, не я одна зимой на море, лол). Впрочем, в Москве тоже не все театры пользуются таким же спросом, как Современник или Ленком, куда билеты приходится брать за несколько месяцев. Да и говорят актеры на русском. И не только они, почти все на нем шпрехают. Естественно, были все-таки вывески и какие-то объявления, из которых мне показалось, что украинский похож на польский куда больше, чем русский и даже словенский . По-крайней мере, на бытовом уровне уж точно. Впрочем, потом меня уверяли, что это нифига не так, но мое мнение пока что не особо изменилось.
Люди в Одессе более, чем просто радушные и отзывчивые. Быть может, мне всего лишь повезло, но каждый раз, когда было нужно, я получала помощь, и даже порой намного большую, чем могла рассчитывать. Например, одна женщина не ограничилась тем, что сказала нам, как дойти до дома-стены, построенного каким-то шутником с весьма тонким ч.ю., но и довела до него, по пути рассказывая всякие интересные истории. А когда мы потерялись и не могли найти один кабак, который вот прям очень-очень советовали Лере, мужчина, у которого мы всего лишь спросили про номер дома, позвонил домой и принялся выяснять, где же мы и как нам попасть в нужное место. А когда я наконец дошла до пляжа, какой-то дядечка подарил мне ракушки xD Ну, сложно назвать подарком то, что до этого выбросило на море, но все равно было забавно - в Москве даже банальной вежливости от людей не дождешься.
Двадцать шестого января мы все-таки добрались до литературного музея , который порадовал куда больше, чем художественный, в котором ртуть в термометре едва переползала отметку в десять градусов. Лера так вообще считает, что надо было их зданиями поменять - пусть лучше книги портятся, чем картины. Идея, конечно, спорная, но произведения художников все же жальче, а в музее, между прочим, нашлось место картинам и Врубеля, и Репина, и Куинджи, которые, в отличие от книг и газет, существуют в одном экземпляре. Экспозиция музея и оформление, к слову, только порадовало - очень многие книги и документы прятались не просто за стеклом, а за круглой витриной, напоминающей формой либо медальон, либо пресс-папье. А рядом с музеем был сад скульптур, небольших по размеру, но охватывающих все культурные явления, связанные с Одессой: и Двенадцать стульев, и Жванецкого, и даже анекдоты про Рабиновича.
Как ни крути, литературное наследие Одессы прекрасно. Сколько писателей побывало здесь, сколько вдохновилось на рассказы и стихи - не пересчитать. Здесь на одной улице нашлось место и дворцу в готическом стиле, который некогда принадлежал одному из представителей польской шляхты, и "дому с атлантами", на практически каждом доме висит памятная табличка, гласящие, что в одном доме жил Горький, а в другом, как ни странно, Менделеев. Здесь можно зайти в "Габринус" и вспомнить атмосферу рассказа Куприна (хотя место, как я подозреваю, уже давно не несет в себе его дух), побродить по пляжу и думать о том, что писал об Одессе Пушкин, или же зарулить в Кирху и попасть в Музей современного искусства. Конструктивизм и модерн причудливо сочетаются с домишками века девятнадцатого, украшенными нарядной лепниной, а песенка про шаланды крутится в голове, как ее ни выгоняй. И, что самое любопытное, начинаешь верить, что и Сашка, и Костя, и Беня Крик реальны, и сложно понять, что было правдой, а что самая что ни на есть выдумка. На фоне этого даже фантасмагорическая байка про то, что джинсы были изобретены на самом деле в Одессе, начинает казаться вполне себе правдоподобной теорией

И зимнее море прекрасно не меньше. Было не настолько холодно, чтобы оно замерзло, и оно, как ни в чем не бывало продолжало катить свои волны по песку, смешанному со снегом, чайки все так же беспокойно кричали, а ветер за пять минут пробирал до костей. Пожалуй, только он и то, что на пляже пустынно, напоминали о том, что сейчас зима и на пирсе лучше не задерживаться. В городе зимой пустынно - сезон начнется где-то в середине мая, тогда туристы хлынут сюда нескончаемым потоком и будут ездить вплоть до сентября.
Какого-то пресловутого еврейского духа я не прочувствовала - евреев здесь сейчас отнюдь не так много, как раньше, многие уехали в Израиль, и той большой диаспоры, что сыграла большую роль в создании того образа города, что прочно засел в головах большей части русских, здесь уже нет. Однако я посмотрела все, что хотела и даже больше, встретилась с человеком, которого давно хотела увидеть (и встреча прошла на удивление хорошо, несмотря на то, что я пыталась лезть в телефон, но его у меня отобрали), поела котлет по-киевски и львовского шоколада, сходила на Привоз, который оказался вполне себе обычным рынком, погуляла по Одессе в метель, сделала много фотографий и, конечно же, купила себе магнит на холодильник - надо же вести учет тому, где я побывала, пусть и таким банальным способом.
Я могла бы еще много чего написать: и о евромайдане, которого в городе нет, и посвятить хоть несколько строк недостаткам, но я не вижу в этом особого смысла, поскольку ехала я не за этим, да и не хочется мне в обычном отчете писать о политиканстве. Мне не хочется придираться к старым домам и брусчатке, потому что важнее то, что мне понравилось и что зацепило, потому что Одесса стоит того, чтобы написать о ней хорошо, потому что ее спасли апельсины, а апельсины - они такие, что попало спасать не станут х)

Кот-Компот!
Спасибо тебе большое! ) очень здорово и интересно было почитать о твоих впечатлениях. Ну и повисеть у тебя над душой, пока писала, да ) прям полноценная статья из журнала.
а написано и правда здорово, видна рука профессионала)
K0sh, а ты же поедешь летом, поедешь?
*агитация во все поля*
Я уже давно хочу добраться до Киева. Может, соберусь, когда (если) революции у вас всякие поутихнут.